Транспортировка жидкостей в танк — контейнерах для наливных грузов считается наиболее безопасным, универсальным и недорогим способом доставки на любой объект с которым есть автомобильное, морское или железнодорожное сообщение.
Наибольшее распространение получили танк — контейнеры для наливных грузов Т20. Адаптированные ко всем способам перевозки по конструкции и методу крепления, а также погрузо-разгрузочным операциям, Т20 имеют наиболее привлекательную стоимость перевозки.
Конструктивно танк — контейнер состоит из двух основных элементов:
- горизонтальной цистерны;
- стального каркаса обрамляющего её.
Стальная рама оборудована узлами, предусматривающими возможность крепления танка на различных транспортных средствах и между собой при штабелировании.
В зависимости от характеристик жидкости, срока хранения, химической, пожарной и взрывоопасности танки делятся на три типа:
- IMO 0 – для неопасных пищевых продуктов (вода, соки, молоко, растительные масла и т.д.);
- IMO 1 – для широкого спектра жидких химических продуктов;
- IMO 2 – для перевозки жидких химических продуктов, имеющих класс опасности.
Нормативные требования к контейнерам для наливных грузов
Так как танки для жидкостей транспортируются всеми видами транспорта, кроме авиации, требования к их конструкции, испытаниям и эксплуатации гармонизированы на международном уровне.
Нормативные требования:
- ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99);
- ГОСТ 31314.3-2006 (ИСО 1496-3-95);
- ГОСТ Р 50697-94 (ИСО 1496-2-88).
Требования к конструкции и эксплуатации определены в ряде международных правил, среди них:
- ММОГ – морской кодекс по опасным грузам;
- МКУБ – кодекс по управлению безопасной эксплуатацией;
- КБК – кодекс по безопасным контейнерам:
- Приложение 1 — тестирование, проверки, и содержания контейнеров;
- Приложение 2 — требования безопасности и тестов, в том числе процедуры испытаний.
В зависимости от вида перевозимой жидкости нормативные требования могут
применяться в полном или частичном объёме.
При отнесении жидкости к разряду опасных грузов документация на перевозимый продукт должна соответствовать ГОСТ Р 50587-93.
Аттестация и контроль соответствия ёмкости установленным требованиям осуществляется периодически, один раз в 2,5 года или 5 лет в зависимости от условий эксплуатации. Испытания выполняются признанными и аккредитованными центрами и тех. надзорными организациями, например:
- Морской регистр судоходства (Россия);
- TUV CERT;
- Det Norske Veritas;
- Bureau Veritas;
- и другие.
По итогам прохождения процедур оценки соответствия оформляется свидетельство, без этого документа эксплуатация танка запрещена.
Технические характеристики танков для транспортировки жидкостей
Танк — контейнеры для наливных грузов — характеристики оборудования. В зависимости от типа, контейнеры должны удовлетворять следующим условиям.
Для IMO 0.
— Объём танка составляет от 17 до 26 тыс литров, вес тары 2,2 – 4 т, толщина стенки цистерны 2-3 мм.
— В качество предохранительного устройства используется клапан.
— Танк может иметь теплоизоляционное покрытие и систему парового подогрева.
— Рабочее давление составляет от 1,75 до 2,5 Бар.
Для IMO 1.
— Объём танка составляет от 11 до 26 тыс литров, вес тары 3,5 – 6 т, толщина стенки цистерны 5,2-8 мм.
— В качество предохранительного устройства используется клапан и вырезной диск.
— Танк может иметь теплоизоляционное покрытие и систему парового или электрического подогрева.
— Рабочее давление составляет от 4 до 6 Бар.
Для IMO 2.
— Объём танка составляет от 17 до 26 тыс литров, вес тары 2,5 – 4 т, толщина стенки цистерны 3-4 мм.
— В качество предохранительного устройства используется клапан.
— Танк может иметь теплоизоляционное покрытие и систему парового или электрического подогрева.
— Рабочее давление составляет от 3 до 6 Бар.
В зависимости от характеристик перевозимых жидкостей (вязкости, опасности, способности изменять вязкость при низкой температуре и т.д.) танки могут различаться на:
- вернее и/или нижнее наливные;
- и вернее и/или нижнее сливные;
- опорожняемые под давлением или гравитационным способом.
Маркировка танк-контейнеров осуществляется в соответствии с «Portable Tank Instruction, Safe Handling of Tank Containers» — «Портативная инструкция по цистернам, безопасное обращение с контейнерами — цистернами».
Эксплуатация танков для наливных грузов
Конструкция контейнеров для транспортировки жидкостей предусматривает свободное обращение их при международных перевозках. Конструктивное и эксплуатационное соответствие цистерн требованиям ISO позволило обеспечить взаимное признание результатов испытаний, а следовательно безопасности на региональном и международном рынках. Традиционно, контейнеры изготовленные для определённой группы грузов не применяют универсально, но внутри группы, после подготовки, возможно использование цистерны для разных жидкостей. По стоимости, транспортировка в танках наиболее привлекательна, т.к. не требует перелива из тары в тару, как например при железнодорожных или морских перевозках.

20-ти футовые танки
Наибольшее распространение получили танк — контейнеры для наливных грузов Т20. Адаптированные ко всем способам перевозки по конструкции и методу крепления, а также погрузо-разгрузочным операциям, Т20 имеют наиболее привлекательную стоимость перевозки.