ПАО «Укртранснафта» готова обеспечить нефтью ПАО «Одесский НПЗ» через черноморские порты Украины, в частности через морской нефтяной терминал «Пивденный» (Одесская обл.). Об этом сообщается на сайте «Укртранснафты».
«Укртранснафта» как оператор нефтетранспортной системы Украины подтверждает решимость к переговорному процессу с целью скорейшего обеспечения Одесского НПЗ нефтеперерабатывающего завода нефтяным ресурсом через черноморские порты. В частности, организация поставок нефти на Одесский НПЗ через МНТ «Пивденный» позволило бы разрешить вопрос обеспечения нефтью указанного предприятия, а также загрузку производственных мощностей МНТ «Пивденный», что, в свою очередь, позволит поднять доход в бюджеты всех уровней», – сказано в сообщении.
В пресс-релизе отмечено, что оснащение работы НПЗ является важной составляющей частью восстановления стабильного функционирования нефтеперерабатывающего комплекса Украины.
«Задача загрузки нефтяным сырьем указанного предприятия много раз поднимался при обсуждении перспектив сотрудничества ПАО «Укртранснафта» и ПАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ». Общество подтверждало присутствие достаточных технических возможностей для обеспечения транспортировки нефти в направлении Одесского НПЗ через черноморские порты Украины и предлагало их пользование», – утверждают в «Укртранснафте».
В то же время много раз на рынке звучала данные, что поставки танкерной нефти на предприятие являются экономически нецелесообразными.
Вместе с тем в «Укртранснафте» подчеркивают, что повышению конкурентоспособности предлагаемых маршрутов значительно способствовало бы определение 50% скидки с портовых сборов и сборов и плат за услуги, взимаемые с судов, заходящих для осуществления грузовых операций на МНТ «Пивденынй».
«Утверждение такой скидки предусмотрено положением украинско-российского межправительственного соглашения о сотрудничестве в нефтетранспортной сфере от 26 ноября 2010 г», – сообщают в «Укртранснафте». Также в госкомпании утверждают, что одной из причин существенного уменьшения рентабельности переработки нефти на НПЗ Украины, собственниками которых выступают российские компании, является уменьшение ставки российской экспортной пошлины на светлые нефтепродукты в сравнении со ставками пошлин на сырую нефть (экспортная пошлина на светлые нефтепродукты составляет почти 66% от экспортной пошлины на нефть).
«Что делают более экономически привлекательным для таких компаний поставки в Украину уже готовых нефтепродуктов, а не нефтяного сырья для его дальнейшей переработки», – говорят в «Укртранснафте». Напомним, Одесский НПЗ нефтеперерабатывающий завод был остановлен в октябре 2010 г. в силу увеличения безналоговых поставок нефтепродуктов в Украину через фирму «Ливела». После завершения работы данного специмпортера Одесский НПЗ не смог оживить работу, так как предприятие было отрезано от трубопроводных маршрутов поставки сырья: в конце 2010 г. Украина договорилась с «Белорусской нефтяной компанией» о прокачке нефти по маршруту Одесса–Броды для переработки на Мозырском НПЗ. В ходе поиска решений касательно дальнейшего использования Одесского НПЗ представители «ЛУКОЙЛа» вначале не исключали продажу завода, а впоследствии – формирование совместного предприятия с украинскими бизнесменами для давальческой переработки в Одессе. Состав украинских представителей данного СП пока неизвестен, как и неизвестен их вклад в работу данного проекта.
В конце января 2013 г. глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов сообщил, что компания ведет переговоры с украинским правительством, чтобы снять технические преграды для запуска Одесского НПЗ.
Также напомним, в сентябре 2012 г. украинские СМИ сообщали, что «Укртранснафта» готовит значительное уменьшение персонала МНТ «Пивденный», который на сегодня практически простаивает из-за прекращения прокачек танкерной нефти сорта Azeri Light по нефтепроводу Одесса-Броды в направлении Мозырского НПЗ.
Стоит также отметить, что «Укртранснафта» систематически снижает прокачки нефти по системе магистральных нефтепроводов.
По мнению экспертов, в работе монопольного оператора нефтепроводной системы Украины доминирует не государственная политика, а интересы группы «Приват», практически управляющей данной компанией.
Как сообщал OilNews, переработка нефтяного сырья на украинских НПЗ и Шебелинском ГПЗ в 2012 г. составила 4,57 млн т, что на 47,8% (4,18 млн т) меньше по сравнению с 2011 г.
Одесский НПЗ нефтеперерабатывающий завод был приватизирован «ЛУКОЙЛом» в 1999 г., и сегодня ему принадлежат 99% акций завода. Производительность предприятия – 2,8 млн т. В 2005-2008 гг. «ЛУКОЙЛ» провел первый этап модернизации предприятия, однако целиком завершить план развития НПЗ не смог, в связи с чем продуктивность переработки нефти остается крайне низкой, что делает одесскую продукцию неконкурентоспособной на украинском рынке.
МНТ «Пивденный» открыт в 2001 г., используется для перевалки нефти с танкеров в нефтепровод Одесса–Броды. Способность терминала – 14,5 млн т в год с возможностью расширения до 45 млн т в год. Терминал способен принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. т с максимальной осадкой 13,8 м.