Москва. На Балтике закончилось строительство первой линии газопровода «Северный поток». По дну моря труба напрямую соединила Россию и Германию, и уже этой осенью должны начаться первые поставки топлива. А пока капитальность конструкции проверяют строители и экологи.
Баржа-трубоукадчик «Касторо Сеи» сейчас работает на границе территориальных вод Финляндии и Эстонии. Добираться в район укладки второй линии газопровода «Северный поток» проще всего вертолетом из финского города Турку. Полчаса тряски в воздухе (за окном сильный ветер и дождь) – и пилот объявляет о прибытии.
«Касторо» в переводе с итальянского означает «бобёр». Так же, как это животное в совершенстве приспособлено к строительству под водой, так и баржа может строить газопровод на дне Балтийского моря даже в плохую погоду. Капитан баржи Доменико Альферджи рассказывает: «Если труба начинает двигаться внутри рампы, то мы, конечно, останавливаем работу. Невозможно укладывать газопровод ровно, если труба ходит вверх-вниз. Но такое случается крайне редко. К тому же, наша баржа легко выдерживает волнение даже выше трех метров. Конструкция этого огромного катамарана такова, что волна просто проходит как будто под нами».
Из 1224 километров первой линии «Северного потока» баржа «Касторо Сеи» уложила 845 километров. Сейчас ее экипаж приступил к строительству второй — параллельной — ветки. Длина одной секции газопровода 24 метра, и пока этот кусок трубы приваривают к основной ветке, часть «Северного потока оказывается в подвешенном состоянии между «Касторо Сеи» и дном Балтики. Прежде, чем труба достигнет морского дна, пройдет минут шесть. Сваривают секции изнутри, а перед тем, как погрузить трубу в воду, стыки обрабатывают антикоррозийным составом и заливают водонепроницаемой мастикой. На дне моря газопровод держится за счет тяжести армированного бетонного фартука.
На укладку первой ветки «Северного потока» потребовалось 13 месяцев, причем труба стала цельной только сейчас, когда строители соединили все три сегмента газопровода. Эти операции проводили под водой на глубине 80 метров в эстонских водах и 110 метров — вблизи от побережья Швеции. На дно опускали огромную камеру, откачивали из нее воду и сваривали отрезки магистрали между собой.
Официальный представитель консорциума Nord Stream Йенс Мюллер уточнил: «Мы уже провели испытания давлением всех трех сегментов первой ветки газопровода, и эти испытания завершились успешно. Теперь начинается следующий этап: мы осушаем трубу, потом заполним ее азотом до тех пор, пока не начнем транспортировку природного газа. Это случится уже осенью – в сентябре-октябре».
По одной ветке «Северного потока» за год можно перекачать 27 с половиной миллиардов кубометров топлива. К осени 2012 года с окончанием строительства второй нитки мощность магистрали будет удвоена. Все это позволит обеспечить газом с Южно-русского месторождения на Ямале 26 миллионов семей в Западной Европе.
Почти 7,5 миллиарда евро в «Северный поток» инвестировали компании из России, Германии, Нидерландов и Франции. Строит же трассу представительная международная команда. Например, проводник съемочной группы ВГТРК по барже «Касторо Сеи», офицер по технике безопасности Джахид Шахрудов — родом из Азербайджана. «Здесь, минимум, 30 национальностей. Они собрались со всего света. Проект достаточно крупный, глобальный, поэтому и рабочий народ собирается со всего мира», — рассказал он.
Все страны Балтийского моря следят за тем, как прокладка трубы по дну может повлиять на природу. Ученые ведут постоянный мониторинг состояния воды и поведения морских обитателей. Никаких претензий у экологов пока нет, спокойны даже известные своей страстью охраны природы финны.