Преимущества танк-контейнеров для транспортировки очевидны. Эта тара исключает необходимость:
- перегрузки вещества на межтранспортных операциях – с железнодорожного на автомобильный транспорт и тому подобное;
- расфасовки груза в более мелкую тару для доставки потребителю – автомобиль довезёт груз непосредственно до места назначения;
- прибегать к дополнительным мерам безопасности при перевозке веществ относящихся к с 1-го по 9-й классу опасности – танк-контейнер изготовлен с учётом международных требований безопасной перевозки жидкостей и газов.
МАГАЗИН ТАНК-КОНТЕЙНЕРОВ
Плюс, перевозка танк-контейнеров экономически целесообразна – это доказано популярностью этого вида тары выраженной в постоянном росте объёмов операций с ней.
Танки широко применяются, как альтернатива автомобильным и железнодорожным цистернам. Хотя по объёму они значительно уступают, но по манёвренности превосходят своих конкурентов на стационарных платформах.
Вещества перевозимые в танках
Перевозка грузов в танк контейнерах применяется для следующих веществ – сыпучие, жидкости и газы. Наиболее широкое применение получила транспортировка жидкостей и газов.
Вещества, перевозимые в танках делятся на:
- неопасные;
- опасные;
- особо опасные.
В зависимости от степени угрозы они подразделяются на классы опасности:
- 1-й – ВВ – взрывчатые вещества;
- 2-й – Г – газы;
- 3-й – ЛВЖ – легковоспламеняющиеся жидкости;
- 4-й – ЛВТВ – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества;
- 5-й – ОкВ — окисляющие вещества;
- 6-й – ТВ – токсичные вещества;
- 7-й – РИ – радиоактивные изделия;
- 8-й – КВ — коррозионные вещества;
- 9-й – прочие вещества;
- особо опасные вещества.
Каждый класс опасности предусматривает применение танка для данного типа груза, со специальной маркировкой на цистерне.
Нормативные требования к перевозке
Так как перевозка опасных танк-контейнеров осуществляется на глобальном рынке, то и правила перевозки должны соответствовать международным нормативным актам:
- IMDG Code — Кодексу морских перевозок для опасных грузов;
- RID — правилам железнодорожных перевозок опасных грузов;
- ADR – правилам автомобильных перевозок опасных грузов;
- CSC – конвенции определяющей требования к безопасности контейнеров;
- CCC – соглашению касающемуся таможенных правил;
- Требованиям к контейнерам Российского Морского Регистра Судоходства.
На территории РФ действуют национальные аналоги международных документов:
- При перевозке танк-контейнер автотранспортом необходимо соблюдать требования ДОПОГ 2019.
- Танк-контейнеры на ж/д платформе подпадают под «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума».
Конструктивные особенности контейнеров
В зависимости от груза, танки разделены на четыре типа:
- IMO 0 – для неопасных пищевых продуктов (вода, соки, молоко, растительные масла и т.д.);
- IMO 1 – для широкого спектра жидких химических продуктов;
- IMO 2 – для опасных жидких химических продуктов.
- IMO5 — для транспортировки СПГ.
Все типы танков имеют идентичную конструкцию – горизонтальную цистерну и стальную раму обрамляющую её.
Механизм крепления рамы должен бать адаптирован к установке на транспротное стредство для перевозки.
Геометрические размеры в зависимости от назначения регламентированы в ГОСТ Р 53350-2009 (ISO 668:95).
Требования к танкам регламентированы в ГОСТ 31314.3-2006 (ISO 1496-3-1995).
Устройство танк-контейнеров для перевозки наливных грузов идентично и состоит:
- из нижне или верхненаливной/сливной системы опорожнения;
- системы паро или электроподогрева;
- предохранительных клапанов;
- технологических трубопроводов;
- люка для обслуживания.
Танк-контейнеры должны быть замаркированы в соответствии с ГОСТ 19433-88.
Некоторые общие особенности эксплуатации танк-контейнеров
Как в случае перевозка танк контейнеров по ж/д, так и при применении контейнеровозов для перевозки танк контейнеров существует ряд общих правил, которые необходимо неукоснительно соблюдать:
- недопустимо транспортировать цистерну заполненную частично;
- запрещено эксплуатировать танк при наличии течей в стыках технологических трубопроводов, тем более, если негерметичен корпус;
- запрещено эксплуатировать танки при наличии механических повреждений корпуса или трубопроводов;
- недопустима перевозка при неисправностях в креплении рамы контейнера к транспортному средству;
- запрещается эксплуатация цистерны, если до её планового освидетельствования осталось меньше месяца;
- запрещается эксплуатация при отсутствии маркировочной таблички (шильда) завода изготовителя, а также знаков опасности перевозимого вещества;
- при перевозке танка по ж/д, маркировка знака опасности должна строго соответствовать п. 2.7 Правил РЖД;
- после опорожнения, цистерна и технологические трубопроводы должны быть очищены от остатков перевозимого вещества.
Детальные требования к эксплуатации контейнеров формируются для перевозки конкретного вещества и зависят не только от конструкции танка, но и от климатических условий маршрута перевозки, а также видов транспортных средств участвующих в транзите груза.
Особенности перевозки некоторых грузов в танк-контейнерах
При перевозке пищевых грузов в танк контейнерах необходимо учитывать срок годности перевозимого вещества. Транспортировку некоторых продуктов осуществляют исключительно в зимнее время, а некоторых наоборот. Среди факторов, влияющих на сохранение качества пищевых грузов нужно выделить:
- температуру в климатических зонах по пути транзита;
- время в пути;
- изменение консистенции жидкости в зависимости от температуры;
- изменение качества жидкости от постоянного длительного перемешивания (тряски-качки) за время транзита.
При значительных температурных колебаниях теплоизоляционный слой цистерны может оказаться неэффективным.
Необходимо упомянуть особенности перевозки масла в танк контейнерах. Масла имеют свойство загустевать при низких температурах, поэтому для их транспортировки в зимнее время или в районы крайнего севера, необходимо применять танки только с подогревом, притом паровой способ зависит от наличия парогенератора в месте разгрузки, в то время, как электроподогрев более универсальный.
Соблюдения особых условий требует перевозка метанола в танк контейнерах:
- танк соответствующим образом маркируется — цистерна должна быть оранжевого цвета, посередине на черной полосе наносится надпись оранжевыми буквами: «Метанол — яд!»;
- танк оборудуется приборами, позволяющими получать точные данные метаноле на всём протяжении маршрута;
- система пожаротушения должна быть в исправном состоянии;
- конструктивно, емкость должна быть изготовлена для перевозки метанола.
- метиловый спирт взрывоопасен, маршрут транзита должен быть заранее утверждён, отклонения от него недопустимы.
При применении танк-контейнеров для перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом также необходимо руководствоваться внутренним Правилами РЖД, отличительной особенностью, является требование маркировки на боковой поверхности цистерны путём надписи наименования перевозимого вещества, а именно: «Бензин», «Светлые нефтепродукты», «Сырая нефть».
Транспортировка различных грузов в танк-конейнерах связана с привлечением многих высококвалифицированных специалистов. При перевозке необходимо не только обеспечить безопасность, а ещё выполнить транспортировку в установленный срок с учётом особенностей транзита через несколько перевалочных хабов. Груз должен сопровождаться необходимым пакетом документов, должен быть налажен мониторинг за движением контейнера.
Такой комплекс работ требует тщательной подготовки учитывающей все законодательные и коммерческие требования.
МАГАЗИН ТАНК-КОНТЕЙНЕРОВ
1 комментарий: Перевозка танк контейнеров