На сегодняшний день танк-контейнер – наиболее удобная и безопасная тара для транспортировки жидкостей и сжиженного газа. Это обусловлено целым рядом причин:
- универсальное применение для любого вида транспорта:
- железнодорожного;
- автомобильного;
- морского;
- конструктивная и техническая адаптация к любому виду перевозимых веществ;
- высокий уровень стандартизации танков;
- международная унификация, как конструктивных, так и эксплуатационных требований;
- готовность логистической инфраструктуры обрабатывать танк-контейнеры при перевозке и складировании.
Для транспортировки танк-контейнер устанавливают на платформу.
Достичь высокого уровня безопасности и эксплуатационной надёжности удалось за счёт применения международной признанной нормативной базы, регламентирующей, как конструктивное исполнение, так и условия эксплуатации и правила периодического освидетельствования контейнеров.
Нормативные требования к контейнерам для перевозки жидкостей и газов
Для всеобъемлющего понимания важности установленных требований перечислим основополагающие стандарты и правила, в которых определены требования к конструкции танк-контейнеов.
На территории РФ действуют:
- ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»;
- ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка (с Изменением N 1);
- ПБ 03-576-03 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
- ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) «Контейнеры грузовые. Термины и определения»;
- ГОСТ 31314.3-2006 (ИСО 1496-3-95) «Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов
и сыпучих грузов под давлением»; - ГОСТ 30302-95 «Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и размеры» (аутентичен ГОСТ Р 50610-93);
- ГОСТ Р 50697-94 (ИСО 1496-2-88) Контейнеры грузовые серии 1.Технические требования и методы испытаний. Часть 2. Контейнеры изотермические»;
- ГОСТ Р 51876-2008 (ИСО 1496-1:1990) «Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения»;
- ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации»;
- При перевозке танк-контейнер автотранспортом необходимо соблюдать требования ДОПОГ 2019.
В Европейском Союзе и на международном уровне действуют:
- 2010/35/EU Директива ЕС на транспортабельное оборудование работающее под давлением;
- 2009/105/EC Директива ЕС на простые сосуды работающие под давлением;
- 2014/68/EU Директива ЕС требования безопасности для оборудования, работающего под давлением;
- ISO 668 — 1995 Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры и номинальные характеристики.
Требования к конструкции и эксплуатации определены в ряде международных правил, среди них:
- IMDG Code – морской кодекс по опасным грузам;
- RID — правилам железнодорожных перевозок опасных грузов;
- ADR – правилам автомобильных перевозок опасных грузов;
- CSC – конвенции определяющей требования к безопасности контейнеров:
- Приложение 1 — тестирование, проверки, и содержания контейнеров;
- Приложение 2 — требования безопасности и тестов, в том числе процедуры испытаний;
- CCC – соглашению касающемуся таможенных правил;
- Portable Tank Instruction, Safe Handling of Tank Containers» — «Портативная инструкция по цистернам, безопасное обращение с контейнерами-цистернами» — предусматривающая Т-классификацию танк-контейнеров.
Конструктивные и эксплуатационные характеристики
В зависимости от вида перевозимого груза танк-контейнеры подразделяются на группы. Основные геометрические размеры танков – длинна и ширина, напрямую зависят от расстояния между точками крепления на ж/д или автомобильной платформе и дифференцируются по длине контейнера 10-ти, 20-ти, 30-ти и 40 футовые, дальнейшее изменение объёма цистерны достигается путём изменения высоты контейнера и обозначается в соответствии с типами. Также необходимо учитывать, что многие обозначения принадлежности танка к тому или иному типу имеют идентичный смысл, но отличаются ввиду того, что они относятся к разным группам требований. Для комплексной оценки сформируем информацию в виде таблиц.
Обозначение типа танк-контейнер имеет следующие габаритные размеры:
Обозначение контейнера |
Номинальная длина |
||
м |
футы |
Значения высоты, мм |
|
1ААА |
12 |
40 |
2896/9 футов 6 дюймов |
1АА |
2591/8 футов 6 дюймов |
||
1А |
2438/8 футов |
||
1АХ |
менее 2438 |
||
1ВВВ |
9 |
30 |
2896/9 футов 6 дюймов |
1ВВ |
2591/8 футов 6 дюймов |
||
1В |
2438/8 футов |
||
1ВХ |
менее 2438 |
||
1СС |
6 |
20 |
2591/8 футов 6 дюймов |
1С |
2438/8 футов |
||
1СХ |
менее 2438 |
||
1ДД |
3 |
10 |
2591/8 футов 6 дюймов |
1Д |
2438/8 футов |
||
1ДХ |
менее 2438 |
Ширина всех контейнеров 2438 мм, что идентично 8 футам.
Обозначение основных типов танк-контейнеров в зависимости от перевозимого груза:
- IMO 0 – для неопасных пищевых продуктов;
- IMO 1 – для жидких химических продуктов, в том числе имеющих класс опасности;
- IMO 2 – для прочих жидких химических продуктов;
- IMO 5 – для СПГ.
Зависимость технических характеристик танк-контейнеров от типа:
|
IMO 0 |
IMO 1 |
IMO 2 |
по Т-классификации |
Т1 – Т6 |
Т11-Т22 |
Т7 – Т10 |
Танк-контейнер объём (л) |
|||
Мин. – Макс. |
17000 — 26000 |
11000 — 26000 |
17000 — 26000 |
Танк-контейнер вес (кг) |
|||
Мин. – Макс. |
2200 — 3000 |
3500 — 6000 |
2500 — 4000 |
Толщина стенки цистерны (мм) |
|||
Мин. – Макс. |
2 — 3 |
5,2 — 8 |
3 — 4 |
Наличие предохранительного устройства |
клапан |
Клапан + серийный вырезной дик |
клапан |
Термоизоляция (Ккал/м2хоС) |
|||
Мин. – Макс. |
0,7 – 0,17 |
0,7 – 0,28 |
0,7 – 0,17 |
Паровой подогрев поверхности (м2) |
|||
Мин. – Макс. |
1,5 — 5 |
2,5 — 10 |
2,5 — 5 |
Рабочее давление (бар) |
1,75 – 2,5 |
4 — 6 |
3 — 6 |
Танк-контейнерам типа IMO 5 соответствует код Т50 согласно «Портативной инструкции по цистернам, безопасное обращение с контейнерами-цистернами». Давление в танке может превышать 7 бар, конкретные характеристики зависят от перевозимого газа, а также требований заказчика.
Танки для СПГ должны иметь следующие конструктивные особенности:
- оборудование для налива и слива жидкой фазы;
- дренажное устройство для парообразной фазы;
- предохранительный клапан;
- люк;
- сигнализатор уровня жидкости;
- дистанционное устройство управления в аварийных ситуациях;
- термометр и манометр.
Все характеристики и конструктивные особенности заносятся в паспорт на танк-контейнер.
Маркировка танк-контейнеров
При обозначении на танк-контейнере его характеристик, пользуются «Портативной инструкции по цистернам, безопасное обращение с контейнерами-цистернами».
На контейнер должна быть нанесена следующая информация:
- принадлежность к классу, согласно Т-кодов;
- предупреждающие знаки об опасности, согласно классификации с 1-го по 9-й;
- технические характеристики цистерны:
- объем;
- масса тары;
- максимальная масса груза;
- максимально допустимое давление;
- информация о владельце.
При транспортировке СПГ на торцевом люке должна быть указана, как минимум следующая информация:
- наименование и товарный знак изготовителя;
- заводской номер танка;
- год изготовления;
- дата выдачи последнего свидетельства о соответствии;
- дата предстоящего освидетельствования;
- объём (м3 , для бочек литров);
- масса порожнего контейнера;
- значение рабочего давления;
- значение предельного давления;
- клеймо ОТК.
Многие характеристики танк-контейнеров определены в нормативных документах, но если заказчик указал не противоречащие требованиям безопасности параметры необходимого ему танка, предприятие изготовитель вправе отойти от требований, за исключением указанных в ТР ТС и Директивах ЕС – т.к. данные документы имеют законодательную силу.